Эти уловистые "жужжалки"

В сфере ультралегкого спиннинга, начавшего активно развиваться в России не так уж и давно, существует проблема с подбором реально работающих вращающихся блесен. И это немудрено: тех моделей, что изначально проектировались для взаимодействия именно с крайне чувствительными маломощными удилищами, скоростными катушками и тонкими лесками, крайне мало.

А вот те «вертушки», что предлагаются в ассортименте современного российского рыболовного рынка как «ультралайтовые», были рассчитаны еще в стадии конструирования на работу с другими, более мощными снастями. Иными словами, они лишь приспособлены к внезапно нарисовавшемуся на спиннинговых горизонтах ультралайту, а не рождены для него. И простое уменьшение масштабов у давным-давно спроектированных (и пусть даже хорошо зарекомендовавших себя) моделей, подчас приводит к нестабильности в их работе. Прикиньте – каков будет, к примеру, 600-ый «Мерседес», сведенный до пропорций «Запорожца».

Ты помнишь наши встречи…

Знакомство с пропеллерными «вертушками» произошло у меня года три назад, когда я формировал свой первый комплект приманок для УЛ-спиннинга. Увидев их на магазинном прилавке, я был спервоначалу озадачен необычностью блесенной конструкции и не смог сразу сориентироваться в предназначении этих «малышей». Назывались они Sonic Rooster Tail Original (производство американской фирмы Yakima Bait Co.). Ну а продавец совершенно безапелляционно, как это у них принято, заявил: такие применяются исключительно для речной ловли лососевых, что привело меня в некоторое замешательство: охотиться на лосося в ближайшее время я не собирался, а тратить четыре доллара на непонятную приманку было бы не очень-то рационально. Но тщательность проработки всех деталей модели и силуэт ее, напоминавший малечка, в тот раз сыграли роль «приманки для рыболова», и пара «малюток» составила компанию в моей походной коробочке для блесен другим невесомым собратьям.

А тут еще подоспела статья Константина Кузьмина о «баклешных» пропеллерах (см. «СР» №4 – 2001г.), после которой мне стали более-менее понятны перспективы применения «петушиного хвоста» (буквально так переводится с английского этот самый­ Rooster Tail).

Лиха беда начало…

Первую обкатку хвостатые «вертушечки» прошли в конце мая в мелководном заливе Большого Градуевского озера, что на Карельском перешейке. Под водой травка еще не поднялась как следует, над ней было чистое пространство – сантиметров в 10–15. Время было позднее, около полудня, и я, находясь в лодке, скорее тестировал новую блесну, чем ловил ею, поэтому и поставил довольно толстую мононить 0,16 мм без поводка. Блесенка трудилась просто замечательно: и по самой поверхности шла – в точности как пропеллерный поппер, и на крайне медленной проводке работала (через поляризационные очки сие было хорошо заметно), и в «окошках» ныряла вниз, не переставая вращаться. И при этом абсолютно не цеплялась за траву. В общем, прелесть что такое! Но не только я, как оказалось, по достоинству оценил Yakima’вский шедевр: в течение получаса на моем кукане прибавилось пяток щучек, самая крупная из которых потянула на полтора килограмма. И что интересно, каждая аккуратненько прикусывала моего «малечка» краешком своей зубастой «варежки».

Единственное, что омрачало ловлю, так это чрезмерное перекручивание лески – буквально, через 5–6 проводок. Но поставив в полуметре выше блесны линейно-строенные (какие возникли в лоне ловли на «бомбарду» или «сбирулино») вертлюжки, я полностью избавился от такой напасти. Кроме того, подобная схема оснастки позволила использовать толстый (до 0,2 мм) флюоркарбоновый «невидимый» поводок, а выше вертлюжков уже можно было безболезненно устанавливать тоненькую пятифунтовую «плетенку» – без боязни отпугнуть осторожную рыбу, но и частично обезопасив леску от щучьих зубов. И с дальностью забросов все оставалось в порядке.

Мечты, мечты…

Как это, думаю, со многими бывает, я решил тогда: вот оно, то самое – и на все случаи жизни! И даже отоварился у своего хорошего знакомого (как оказалось – тоже торговавшего этими блесенками) приличным запасом моделей с разнообразными расцветками…

Но вышеупомянутая жизнь быстренько расставила свои акценты и показала мне, что панацеи бывают лишь в легендах, а в реальности… В общем, на небольшой резвой речушке (это был Вьюн в районе «Заставы Коробицына») легковесные «малыши» не срабатывали, их просто выносило на поверхность, даже при забросе вверх по течению, ведь масса блесны – всего 1,6 г (правда, на торговой упаковке было декларировано и того меньше – 1/32 унции, т.е. 0,89 г, но я предпочитаю взвешивать приманки сам, особенно – в ультралайте). Но «бычок уже включился» у меня в голове, и возникло решение сделать в обязательном порядке нечто подобно-пропеллерное для мелководной реки – и чтоб работало!

Постановка задачи

Но почему именно пропеллер? Да мой опыт использования классических «вертушек» на мелководье показал, что, дабы «завести» их лепесток, особенно при необходимости медленной проводки, нужно закидывать блесну либо вниз по течению, что, в принципе, при деликатной рыбалке не есть хорошо, либо, по течению же протягивая, вращать ручку катушки как сумасшедшему (в результате – отвлекается внимание от самого «процесса соблазнения» рыбы, дай-то Бог – за дно не зацепить тройником). «Роман» же с блеснами типа «on-line» (даже с наилучшей из их племени – Panther Martin) как-то не сложился: частенько и они залипали, волочась как незамысловатые «колебалки». А пропеллер (такой, как у Yakima’вской модели) вращается всегда – хоть на подъеме, хоть на падении, да и при проводке с черепашьей скоростью, что немаловажно при ловле с забросом вверх по течению.

Что я натворил…

Короче говоря, начал я мастерить блесну значительно большей массы (в результате, она «потянула» на 2,5 г), стараясь при этом не увеличить габариты ее тела. Для пропеллера взял латунь толщиной в пределах 0,5–0,7 мм; на тело (имитирующее жука, осу или еше какое насекомое) пошли латунные же шарики (из набора для производства нахлыстовых мух), самые маленькие из них пригодились как опорные подшипники для пропеллера. Даже проволоку для оси подобрал потолще – из «нержавейки» диаметром 0,6–0,8 мм. Охвостье же на некоторых своих блесенках сделал довольно куцым – не ровню шикарному «петушиному хвосту»; мне представилось, что так оно больше будет напоминать насекомьи ножки. Ну и, для полного правдоподобия, над «крылышками» (пропеллером) поставил черную пластиковую (т.е. легкую, не затрудняющую вращение) головку. И раскрасил сам пропеллер в разные цветовые комбинации (самыми уловистыми, к слову, оказались такие: на желтом фоне – по шесть черных точек, или внешняя сторона – сплошная черная, внутренняя – желтая).

Сляпав довольно-таки наобум блесенку, я получил в итоге совершенно неожиданную приманку: проверяя ее работоспособность в ванной, я четко услышал самое натуральное жужжанье, издаваемое при вращении пропеллером, точнее – когда последний задевал за толстенькое блесенное тело. Решил эту особенность перепроверить. Для начала поставил взамен узкое, недоступное контакту с «крылышками» тельце, а, второй попыткой, поменял самый большой металлический шарик на пластиковый того же диаметра. И убедился: да, громко жужжит именно полностью латунная «жирная» блесна.

Горизонты открывались радужные: в непрозрачное половодье, когда рыба больше надеется на боковую линию, нежели на зрение, эти «жужжалки» должны были сработать.

И не ошибся. В следующий сезон, на том же Вьюне, вовсю ловил рыбку в мутной водичке. Но и не только в половодье. Характерно, что в жарком июле, на средних размеров озере (Ториковском), когда не шибко-то работали и проверенные меппсовские Comet на пару с их последышами – Black Fury, «жужжалки» исправно таскали окуней.

И только позднее до меня дошло: ведь название блесны, послужившей толчком для моих извращений, начинается со слова «Sonic», т.е акустический...

Вместо PS

На самом-то деле, ультралайтовые приманки, да и кое-какие элементы оснастки (застежки, поводки) частенько приходится делать самому, а не на «фирменного» дяденьку рассчитывать. И это хорошо, ибо в большинстве случаев сам знаешь специфику водоема, где рыбачить будешь, и кого намерен ловить – тоже в курсе. И блесну выстраиваешь именно для этих условий. В результате же твоя «убойная сила» повышается на порядок. Все это так, но есть еще нюанс: такое самопальное производство приманок для спиннингового ультралайта где-то сродни (правда, пока еще в зачаточной стадии) изготовлению нахлыстовых мух, а вот оно уже давно превратилось в искусство. Так что – есть куда стремиться...


Александр Окуневский, Санкт-Петербург
Спортивное рыболовство №4.
2004


Подібні публікації


0 коментарів


Для того, щоб залишити коментар, увійдіть або зареєструйтесь.