С твистером на хищника
Несмотря на то, что Запорожская область относится к южным регионам нашей страны — ран ней весной рыбалка у нас самая непредсказуемая. Начиная с марта, когда на заливах еще сидят «пингвины», душа «джигита» уже рвется в бой, несмотря на то, что еще не открыта навигация, что северо-восточный ветер часто приносит свинцовые облака, а открытые пространства речных просторов окрашены белыми «барашками». Как правило, наши выезды на хищника в этот период заканчивались неудачами. За 3–4 часа, не увидев ни одной поклевки, мы сдавались, энтузиазм потихоньку угасал, перерастая в желание побыстрее спрятаться от ветра за камышом. В результате рыбалка заканчивалась поисками плотвы и красноперки по Днепровским протокам…
Как утверждает народная пословица — «За двумя зайцами погонишься, ни одного не пойма ешь» — так в основном события и развивались. Рассматривая неудачи прошлых лет, я осознал главную ошибку — это привязка к летне-осенним местам и событиям. Только на третий год постоянных неудач я понял, что «рыбьи тропы» ранней весной проходят совершенно в других местах, а очередной качественный «скачок» в пути «молодого джигита» произошел у меня прошлом году.
Как обычно, перед каждой рыбалкой я провожу сбор информации из различных источников, анализирую опыт товарищей, свои и чужие ошибки. Опыт, в основном, заключается не в совершенствовании техники различных проводок и осваивании каких-то новых способов ловли, хотя и это тоже присутствует, а все-таки главное здесь — знание мест обитания рыбы. Об этом не раз упоминалось и в разговорах, и в журнальных статьях — сколь совершенна и отточена ни была бы техника проводки, если в этом месте нет рыбы, результат будет нулевым. То есть опыт, в моем понимании, — знание того, в какое время года, какая рыба и в каком месте предпочитает держаться.
В 2004 году на соревнованиях я познакомился с семейной парой Юра и Света. Вот уж не знаю, повезло Юре с женой или наоборот! С одной стороны, никогда не возникает проблем выехать на рыбалку из-за того, что жена ворчит, но с другой — двойные расходы на снасти, причем все самое лучшее — Свете. А по азарту, мастерству и удачливости она даст фору многим мужикам рыболовам.
Ребята очень долгое время ловят в Балабинском заливе и изучили его досконально. Лет двадцать назад здесь основательно поработали земснаряды, намывая песок для строившегося тогда Южного жилмассива, в результате чего образовался неповторимый рельеф с резкими перепадами глубин, с ямами до 17 м и выходами на 2 м. Рыба в заливе есть всегда, но в последнее время очень «прошенная». Это как раз тот случай, когда залетный рыболов через два-три часа упражнений с метанием джигголовки скажет: «Здесь рыбы нет», — а Света с Юрой всегда с уловом. Ведение дневника помогает ребятам сориентироваться, в каком «углу» вероятнее всего встретить хищника в разное время года, а умение импровизировать и экспериментировать всегда выручает даже в ситуациях, когда не клюет «нигде», «ни у кого» и «ни на что»!
Первые попытки что-нибудь пой мать в тех краях, у меня заканчивались нулевым результатом, несмотря на то, что Света с Юрой «сдавали» самые козырные места и даже снимались с «клевой» точки, уступая место, чтобы я ну хоть что-то поймал — все было тщетно.
Весной прошлого года мной снова была предпринята попытка «размочить» непокорный залив, и заручившись поддержкой напарника Ивана (после информации, что Света с Юрой уже отличились), я решил выйти на воду.
Конец марта — и мы опять на Балабинском заливе. Грустные серые пейзажи не очень радуют взгляд — недавно сошел лед, природа еще не проснулась, а свинцовые тучи и пронизывающий ветер не прибавляют оптимизма. Температура воды у поверхности слегка отлична от нуля. Утешает то, что нет шуги, не обмерзают кольца удилища, но поднимать якорь все равно удовольствия мало.
Выданный для тестирования на выставке шнур и набор силиконовых приманок уже давно просятся в бой! Быстро собираем лодку и на воду. Буквально через 100–150 м от берега эхолот рисует стаю белой рыбы под перекатом и одиночные силуэты вокруг. В ход идут любимые приманки, хорошо зарекомендовавшие себя осенью. С первого заброса начинаются слабенькие, но вполне внятные тычки. Не всегда можно отличить нежные поклевки судака от того, как джигголовка скачет «по головам» плотной стаи плотвы, особенно при не очень чувствительном спиннинге, но следы зубов на силиконе рассеивают наши сомнения. Как всегда, на «самом интересном месте» порыв ветра срывает лодку с якоря, и дальнейшие попытки встать «правильно» ни к чему не приводят.
Идем в рейд по местам «былой славы». Бешеная струя мешает ловить. Нашли более-менее спокойное место, и с первого заброса килограммовая щучка дает повод серым краскам немного поменять оттенок. Взяла со свала 6–7 м — видно пряталась в стороне от сильной струи. Радость длится недолго — течение и ветер опять стягивают нас с «клевой» точки.
Вокруг множество лодок — запорожцы ждут хода плотвы! Все скучают, некоторые откровенно спят, пригревшись под лучами выглянувшего солнышка. Со словами «здесь рыбы нет» возвращаемся на исходную точку. Я вспоминаю про силикон, выданный мне на тестирование (дабы не обвинили в рекламной направленности статьи, плетенку и силикон не упоминаю). Глубина 10–12 м, течения нет, 20граммовая джигголовка хорошо «держит» дно. Через пару забросов прямо под лодкой четкий удар, и щучка зачетного размера приносит в кровь новую, небольшую порцию адреналина. Потом повторяется утренняя история — слабенькие, но отчетливые тычки, а результата нет. Меняем место — окунь на 200 г, снова возвращаемся на утреннюю точку… Только под вечер один из «тычковиков» был наказан — как и предполагалось, им оказался судачок-карандаш грамм на 300, которого по малолетству пришлось отпустить.
После этой рыбалки мое убеждение насчет «всеравно, какой формы и какого цвета силикон», немного пошатнулось. Но только слегка — ведь Иван ловил на такие же приманки и был с нулем…
Приятно, конечно, поймать рыбу ранней весной там, где ее мало, но попасть на жор — совсем другое дело! Итак, по информации от наших соседей из славного города Днепропетровска, отправляемся в верхний бьеф или, попросту говоря, выше ДнепроГЭСа. Слабые попытки порыбачить здесь были нами предприняты еще в 2004 году, но в 2005 этими местами мы занялись вплотную. Начали с Левшинского залива, каждую рыбалку заезжая все дальше и дальше от родного Запорожья.
Особенно мне нравятся места в районе Васильевки-Войскового. Это как раз посредине между Запорожьем и Днепропетровском, поэтому количество рыболовов здесь минимальное. Немного напрягают промысловые сети, километры которых расставлены вдоль и поперек, — но это не смертельно. Глубины, в 1,5–2 раза большие, чем «внизу», особенно в совокупности с течением, предполагают здесь использование дальнего заброса. Вот именно в таких местах и должна проходить, по моему мнению, настоящая джиговая рыбалка.
Найти перспективные места при определенном опыте не очень сложно — выходы скальных пород определяются и по эхолоту (плотность дна) и чисто практическим путем — джигголовка начинает характерно стучать, как только выходит на твердый участок дна.
Классической считается тактика «стоять в более глубоком месте, бросать на мелкое, стаскивая приманку в яму» для увеличения времени падения приманки. Но на больших глубинах все наоборот — «стоим на подводной скале, забрасываем веером, выводя приманку из глубины на мель». «Мель» — понятие относительное — 12–14 м. Вес джиг головки, как правило, не меньше 28 г, обычно — 35–45 г. При наличии течения приходится забрасывать приманку поперек или даже вверх по течению, чтобы под лодкой «чувствовать» дно. В этих местах еще есть рыба, а правило «крупная приманка — крупная рыба» тоже действует.
Опять же, несмотря на то, что к расцветке силикона я отношусь так же, как и к форме — считаю не самым важным фактором, влияющим на успех рыбалки, — отмечу, что на больших глубинах первенство «держит» сине-белая гамма.
Еще одно отступление от классики при ловле на больших глубинах — после приводнения приманки дужка катушки не защелкивается, т.е. даем плетенке свободно сходить со шпули до достижения приманкой дна. В противном случае время падения намного затягивается, а при не очень удачном забросе на 30–40 м (при глубине 17–20 м) приманка опустится рядом с лодкой, и удастся сделать всего 5–6 эффективных «ступенек».
Всю раннюю весну мы ловили судака в этих великолепных местах — воистину 2005 год в моей рыбацкой карьере можно смело назвать годом судака! Были успехи и не очень, «взлеты» и «падения», штиль и ветер с сильной волной (когда из лодки выливали несколько ведер воды), но мы всегда были с рыбой! И в этом большая заслуга моего напарника Ивана. Наряду с исключительной удачливостью и, как говорят в народе, «чуйкой на рыбу», он еще обладает настойчивостью и упорством. И даже в тех случаях, когда я «сдаюсь», смирившись с «нулем» на кукане, Ванька продолжает ловить, и награда в виде двух-трех зачетных хвостов всегда находит героя!
Однако, человек такое существо, внутренний мир которого все время требует новизны ощущений, и с потеплением мы снова возвращаемся на Балабинский залив, чтобы попробовать себя в «рывковой проводке», которую сейчас модно называть английским словом «твиччинг». Может, конечно, это не совсем тот «твиччинг», который «настоящий» и в последнее время широко пропагандируется известными рыболовами, но, тем не менее, принципы совпадают: резкая потяжка рывок удилищем, подмотка катушкой, снова рывок и снова подмотка, и все это с разной частотой и амплитудой. Такую проводку Света с Юрой начали применять лет пять назад, а может и раньше — еще до того, как об этом способе стало известно основной массе наших рыболовов.
Рывковая проводка наиболее эффективна именно весной, когда понемногу начинает подниматься трава и в теплые деньки вода на мелководье значительно прогревается. Основными приманками являются различные воблеры типа «минноу», но иногда успешным бывает применение «шэдов», «фэтов» и даже обычных блесен-колебалок, которые бывают, не менее эффективны, чем воблеры. Подтверждением этому могут служить фотографии — самый крупный трофей пойман на колебалку красивой и скромной девушкой по имени Света.
Конечно, рывковая проводка — это не совсем джиг, вернее совсем не джиг, но, тем не менее, она вносит так горячо желаемое разнообразие в жизнь начинающего джигита, а по «зрелищности» всего лишь немного уступает попперу, ведь зачастую поклевка происходит на глазах у рыболова. Наиболее перспективные места для твиччинга именно вдоль резких бровок, которыми изобилует Балабинский залив. Также успешной бывает ловля на мели с глубинами 1–2 м, пока не поднялась трава, но крупные экземпляры здесь — редкость.
И вот снова впереди тяжелый период в жизни каждого рыболова — нерестовый запрет на ловлю. Ведь рыбалка на хищника с берега… Хотел сказать не так интересна — но это, естественно, не так! Это отдельная тема, это еще один, почти неосвоенный «пласт для работы»… Хотя точнее будет сказать — удовольствия!
0 коментарів